С развитием компьютерных технологий и технических возможностей появился новый, необычный вид спорта – киберспорт.
Это соревнования по видеоиграм на компьютере. Первые компьютерные игры появились в те времена, когда компьютеров в привычном для нас восприятии еще не существовало: это «чудо техники» представляло собой огромные, громоздкие, и очень медлительные ЭВМ. Но уже вскоре после их появления, в 1958 году американским ученым Вильямом Хайджиботэмом была изобретена компьютерная игра «Теннис для двоих». Вряд ли современным геймерам это название что-либо говорит, она столь же похожа на современные игры, насколько сходны между собой современные компьютеры и те, что являлись таковыми в тот период. Тем не менее, именно ее принято считать родоначальницей компьютерных игр. С дальнейшим совершенствованием компьютеров совершенствовались и компьютерные игры. На сегодняшний момент существует несколько направлений, в которых развиваются компьютерные игры - это игровые автоматы, телевизионные приставки и, разумеется, непосредственно компьютерные игры, настолько прочно вошедшие в нашу жизнь, что практически очень сложно представить себе компьютер хотя бы без одной из них. Первая игра, которая имела режим через локальную сеть, была игра Doom. Но она не обрела такой популярности, как игра Quake, в результате которой и образовалась первая лига спортсменов киберспорта. Эту лигу образовали в США в 1987 году. С разработкой новых компьютерных игр образовывались и новые жанры зрелищных мероприятий. Это шутеры и стратегии реального времени. Для киберспорта подходят такие игры как: Doom, Сountrer-Strike, Quake, Star Craft, Warcraft. Соревнования по компьютерным играм проводятся во всем мире. Есть и международные встречи, и турниры, организованные по типу Олимпийских игр. Первыми в организации таких соревнований отличилась Южная Корея, которая и является прародительницей соревнований по видеоиграм. Такое крупное мероприятие проводят на больших площадках, с огромными плазменными панелями, чтобы присутствующие зрители могли следить за происходящим. Победители получают хорошие призовые деньги от спонсоров и производителей игр. Помимо профессиональных поединков существуют масса полупрофессиональных и любительских турниров. Практически в каждом крупном городе существуют добровольные общественные организации, которые проводят туры по известным и популярным играм. Сдерживает развитие этого спорта отсутствие материальной поддержки. Только на энтузиазме держаться объединения компьютерных спортсменов в глубинке. Ведь местным властям кажется намного рациональнее построить спортивные площадки для детей и купить качели детские, нежели поддерживать киберспорт. Много порталов в интернете пытаются проводить он-лайн соревнования, но они нерегулярны и неоднородность интернет каналов не позволяют в полной мере технически организовать соревнование. В странах бывшего союза продвижением компьютерного спорта занимается Trutnee Laser Tag Portal. Имеется и Российская киберспортивная организация - National Professional Cibersport League. Она организует ежегодный национальный чемпионат, по структуре похожий на хоккейный. Команды на протяжении года соревнуются и разыгрывают главный приз в сумме 100 тысяч долларов. Спортивные организации существуют в Украине, Казахстане и Белоруссии. Крупнейшим турниром в СНГ является Asus Open, который проводится регулярно, с 2003 года. Победители получают призовой фонд – миллион рублей и выезжают на мировой чемпионат. Большие международные соревнования проводят на специально оборудованных стадионах. Все участники находятся в одном месте и соединены в локальную сеть, которая исключает недостатки интернета. Игра через локальное соединение позволяет создать атмосферу соревнования, спортивного мероприятия, на котором присутствуют игроки и болельщики – зрители, что невозможно получить в интернете. На этих соревнованиях призовая сумма может достигать миллиона долларов и выше. Одну из самых крупных призовых сумм получил Д. Вендел в 2005 году, играющий в Painkiller. Он получил 150 тысяч. Корейские игроки StarCraft получают от 20 тысяч в месяц. Российские игроки тоже отметились на международных соревнованиях. Игрок uNkind в 2002 году выиграл турнир по Quake и взял приз 20 тысяч долларов! Питерская команда по игре в Counter-strike заняла первое место и получила 40 тысяч. В 2007 году россияне завоевали бронзовую медаль, а 2008 год бронзу в лиге WC3. Таких успехов позволило добиться того, что Россия первая из всех стран мира признала киберспорт официальным видом спорта. 22 марта 2001 года была зарегистрирована Федерация компьютерного спорта России. По распоряжению главы Госкомспорта компьютерный спорт был включен во Всероссийский реестр видов спорта. И через несколько лет благополучно был оттуда удален, потому, что не соответствовал некоторым пунктам, необходимым для этого. Одна из причин - отсутствие в областных центрах спортивных объединений в достаточном количестве. Тем не менее, Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и спорта не исключил его из своего перечня, подтверждая, таким образом, его признание, а кроме того, он введен в перечень видов спорта государственной программы физического развития населения. В настоящее время компьютерный спорт - это спорт высоких технологий, состязание в котором требует от участников определенных способностей, таких как способность к анализу, концентрации внимании, координации, интуиции. Эти навыки являются залогом успеха в соревнованиях видео игр, которые развиваются в процессе игры. По простой причине, что игра заложена в саму природу человека, компьютерные игры снискали всеобщую любовь. Кто же участвует в этом специфическом виде спорта? Взрослые интеллектуалы или только ли дети? Безусловно, многие дети, отвлекаясь от своих обычных игр, забыв про велосипеды и детские качели, самозабвенно проводят часы у компьютера. Но по данным американских исследователей, средний возраст он-лайн игрока в Америке составляет 42 года. Видимо, это объясняется тем, что игры на компьютере зародились в 80-х. И тем, кто ими тогда увлекся, было по 13-16 лет. Они же и продолжают играть сейчас, развивая эту отрасль спорта!
|